"Черная Жемчужина"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Черная Жемчужина" » Проза » Моя статья об индейцах


Моя статья об индейцах

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Вот, написал для газеты "Тайная Доктрина" http://www.vdv.crimea.ua/td/index.php3 , где я работаю, статью. При перепечатке прошу соблюдать копирайты (она не только моя интеллектуальная собственность, но и - Издательского дома). Правда, тут, думаю, все это знают и уважают.

Дети Великого Духа

Загадки индейских цивилизаций можно назвать одной из самым популярных тем среди любителей неведомого. Тайны, связанный с культурами майя, ацтеков и инков будоражат умы людей уже не первое столетие. Каким образом были построены пирамиды ацтеков? Как майя смогли составить столь точный календарь? С помощью чего инки строили свои города?
Но почему-то очень мало сказано и написано о тех индейцах, что тысячелетиями жили на территории современных США и Канады. Вообще-то, о них писали. Но, как правило, это были приключенческие вестерны, в которых индейцы обязательно изображались жестокими дикими варварами. Так ли это?
Когда-то североамериканский континент населяли кочевые и оседлые племена красивых и мирных людей. Они возделывали землю и охотились на бизонов, беря от природы ровно столько, скольно надо было для пропитания племени. Иногда племена враждовали друг с другом, но, как правило, войны не были кровопролитными – у некоторых народов убийства вообще запрещались и стороны ограничивались только захватом пленных.
Но потом на их земли пришли европейские колонисты – в основном избежавшие правосудия преступники или религиозные фанатики. Им была обещана земля обетованная по ту сторну океана, а такая «мелочь», как местное население, просто не бралась в рассчет. Но вот незадача: туземцы почему-то не захотели отдавать свои земли и оказали сопротивление! И начала зреть и развиваться взаимная межрасовая вражда. Европейцы были для индейцев оккупантами, а белые считали тех нецивилизованными дикорями. И, поскольку культура белой расы в Америке победила, свою точку зрения они распространили по всему свету.
Кто же на самом деле эти «дикари»?

Уклад жизни
На территории Северной Америки по сей день существует (именно существует, а не живет! около десятка малочисленных племен, отличающихся друг от друга культурой и языком. Это чероки, сиу (дакота), апачи, хопи, навахо, ирокезы и т.д.
В каждом племени только старшие и наиболее опытные люди имели первое право голоса. Они могли сидеть на почетном месте у огня и закуривать трубку раньше остальных. Причем, женщина почиталась наравне с мужчиной. У ирокезов (и у ветви этого племени – чероки), вообще был матриархат – женщины владели землей, принимали решения, мужчины же были властью исполнительной и отвечали за отношения с другими племенами. То есть, каждый выполнял свой фронт работ. Кстати, феминистки Америки немало почерпнули из ирокезской концепции отношений между полами на основе равенства и уважения к женщине.
Ирокезская конфедерация, объединившая Великим законом мира шесть ирокезских племен-наций – «первых народов» этой земли, как они себя называли (изначально входило пять наций, затем присоединилась шестая), – одна из старейших демократических республик на планете (по новым данным, она насчитывает более 800 лет). Конфедерация существует и поныне, хотя и в урезанном виде. Одно из первых в истории успешных объединений независимых наций, задолго до Организации Объединенных Наций. Сила ирокезов была не только в искусстве сражений, но и в искусстве мира. Ирокезские племена, раздираемые войнами, объединились в один политический союз на основе равенства, братства и взаимного уважения.

Верования и обычаи
Верования индейцев Северной Америки настолько безграничны, что исследовать их можно очень долго. Совершенно точно известно, что одной из главных духовных ценностей для североамериканских индейцев был так называемый Небесный Отец или Великий Дух, они почитали все, что было с ним так или иначе связано. Земля, вода, огонь и воздух - стихии, подвластные ему. Нашим современникам ничего не стоит плюнуть на землю или бросить окурок, или высыпать мусор из ведра чуть ли не у дверей своего дома. Для индейцев же подобное поведение было просто немыслимо.
Вся мифология индейцев построена на преклонении перед памятью предков и безмерном уважении к живой природе. Охотники никогда не убивали больше животных, чем нужно было для пропитатия племени, а перед тем, как срубить дерево, проводился ритуал с целью испросить прощения у дерева и леса за это вынужденное убийство.
У каждого рода был свой тотем – особо почитаемое животное или растение. Согласно верованиям, все люди рода вели родословную от своего тотема, имея со всеми представителями этого вида мистическую духовную связь: способность общаться с ним и даже превращаться в это животное или растение.
Особенно хорошо искусством единения с тотемом владели шаманы. Они умели разговаривать с животными и растениями, с духами предков, а также были наделены даром управлять погодой и исцелять.
У индейцев хопи существовали ритуалы инициации, направленные на обретение дара целительства. Для такого шамана-целителя первостепенное значение имело развитие центра внутреннего видения, расположенного над переносицей. Согласно легендам, изначально люди не знали болезней. Как физические, так и психические заболевания появились лишь после того, как в мир пришло зло. 
Именно люди или духи, попавшие под влияние зла, являлись источником очень многих болезней. При этом часть болезней могла быть вызвана и естественными причинами. Чтобы определить причину, шаман-целитель последовательно клал свои руки на энергетические центры пациента. В первую очередь обследовалась макушка головы, затем центр над глазами, в горле, на груди в области сердца и на животе. Чувствуя вибрации центров, он определял источник заболевания.
Если причина болезни не была связана с организмом больного, а пришла извне, знахарь использовал прозрачный кристалл, чтобы определить, кто навёл порчу. Предварительно кристалл активировался солнечным светом, а затем знахарь осматривал через него каждый энергетический центр. При этом он видел, чем вызвана болезнь, а часто и лицо "человека с двумя сердцами", наславшего порчу.
Очень красив обряд имянаречения у индейцев.
Каждая из женщин семьи по очереди повторяла обряд, давая ребенку имя клана своей матери или отца. Затем ребенка отдавали его матери. Когда свет восходящего солнца появлялся на востоке, мать, держа ребёнка на левой руке и зерно в правой, в сопровождении своей матери - бабушки ребёнка - покидала дом и направлялась на восток. Остановившись, они смотрели на восток, бросая щепотки кукурузной муки в сторону восходящего солнца.
Когда солнце освещало горизонт, мать выходила вперёд, поднимала ребёнка к солнцу и говорила: "Отец Солнце, это - твой ребенок". Снова говорила она эти слова, проводя зерном над ребёнком, желая ему дожить до глубокой старости, чтя законы Творца. Когда мать ребенка завершала обряд, бабушка повторяла его. Затем обе женщины отмечали кукурузной мукой тропинку навстречу солнцу для новой жизни.
Все индейцы в большей или меньшей степени музыканты. Почти каждая песня у индейцев пелась с какой-то конкретной целью: ритуальной, информационной и т.д.. Считалось предосудительным просто так, ни с того, ни с сего, взять и запеть, ибо кто мог поручиться, что какой-нибудь дух незримого мира не будет потревожен таким пением? Неосторожно спетая песня могла даже принести несчастье. Песни тщательно продумывались, их заучивали и запоминали. Кстати, у индейцев существовала своеобразная защита авторского права: любой, сочинивший песню, будь то мужчина или женщина, юноша или девушка, мог запретить кому бы то ни было ею пользоваться и все без исключения с этим считались.
Удивительно поэтичны и красивы сказания индейцев. Вот, например, сказка племени чероки:
«Hа запад от реки Оконалуфти, в самом сердце Великих Дымяшихся Гор лежит заколдованное озеро дивной красоты. Все чероки знают об этом озере, хотя никто из людей не видел его.
Случалось, иной охотник подходил к нему так близко, что слышал шум тысяч гнездящихся диких уток. Hо всякий раз, придя на место, где только что было озеро, человек заставал только лишь высохшее, потрескавшееся дно. Hи птиц ни зверей ни даже травы.
Поскольку озера никто не видел, некоторые люди утверждают, что его нет. Hо это неправда. Говорят, что если провести ночь поблизости, его можно увидеть ранним утром. Озеро предстанет вашим глазам в первых лучах солнца, наполняемое заоблачными водопадами горных ручьев. Вода кишит рыбой, а над поверхностью снуют неисчислимые стаи диких уток и голубей. У берега вы увидите множество звериных троп.
Вода этого озера лечебна для животных. Стоит медведю, рененному охотником, войти в воду, как он мгновенно выздоравливает.
И как раз по этой причине звери скрывают озеро от людей».

Геноцид
Вот, что рассказывает Джон Г. Барнетт, бывшй рядовой 2-го полка, 2-й бригады горной пехоты армии США, принимавший участие в кампании под командованием капитана Абрама Мак-Клиллана по изгнанию индейцев племени чероки в 1838-1839 гг. 
«Беззащитных людей выволакивали из их домов и штыками загоняли на сборные пункты. На моих глазах октябрьским утром, под ледяным дождем их как стадо овец погрузили в шестьсот сорок пять фургонов и отправили на запад.
Семнадцатого ноября мы попали в бурю с градом и мокрым снегом при минусовой температуре и до самого окончания нашего путешествия в 26-го марта 1839 г., условия существования индейцев были просто кошмарными.
Им приходилось спать в фургонах или прямо на земле без огня. Дорога в изгнание стала для них дорогой смерти. Я помню, как только в одну ночь двадцать два человека погибло от пневмонии, усталости, унижения.
Среди них была и жена вождя, настоящая красавица. Эта благородная женщина отдала свое единственное одеяло больному ребенку и осталась под дождем на ледяном ветру безо всякой защиты. Через некоторое время она умерла от воспаления легких.
А причиной всех бедствий племени Чероки стала обычная человеческая алчность. Начиная с Фердинанда Десото, совершившего в 1540 году потешествие по индейским землям, стало доброй традицией искать золото в Стране Дымящихся Гор. Надо прзнать, традиция эта имела объяснение. Еще в 1829 году, в Ичате на рождественском карнавале я видел индеанок с украшениями, похожими на золотые. В 1828 году индейский мальчик продал золотой самородок белому торговцу. И этот кусочек металла стал приговором всему народу Чероки. В короткое время страна была перевернута кверху дном вооруженными отрядами, утверждавшими, что они - правительственные чиновники, прибывшие позаботиться об индейцах.
Творимые ими преступления просто растоптали всякое понятие о цивилизованных людях. Землю забирали, дома жгли, а людей расстреливали.
Вождь Яналуска был лично знаком с президентом Эндрю Джексоном. Вместе с отрядом из пятисот отборных воинов-чероки, он помог Джексону выиграть сражение у Лошадиной Подковы, потеряв тридцать три человека убитыми.
Яналуска отправился в Белый Дом просить защиты. Но Джексон был безразличен и холоден к отважному сыну лесов, который спас ему жизнь. Выслушав просьбу он бросил: "Аудиенция закончена, сэр. Ничего не могу для вас сделать". Слезы текли по щекам вождя, когда он обратил лицо к небу и промолвил: "Господи, если бы в сражении у Лошадиной Подковы я знал то, что знаю теперь, история Америки пошла бы другим путем».
Судьба народа чероки была решена. Вашингтон объявил, что индейцы должны быть переселены на Запад, а их земли передаются белым».
Подобному геноциду подвергались все индейские племена, жившие на территории США и Канады. На стороне белых была сила – мощная военная машина, брошенная на отвоевание территорий то под золотые прииски, то под железные дороги, то под свои города. Уничтожалась природа, столетиями кормившая индейские народы.
Однако американцы предпочитают закрывать глаза на все, что они творили и творят с коренным населением материка, а свои «заслуги» в уничтожении целой расы – максимально приуменьшать. При этом они отказываются понимать, что никогда не построят счастливое  и успешное государство на человеческих костях. Вспомните вестерны, на которых мы воспитаны. Индейцы показаны там жестокими дикарями, снимающими скальпы с положительных белых героев. У Марка Твена в «Приключениях Тома Сойера» главный злодей – индеец Джо.
В своем лицемерии американцы доходят до абсурда. Вот цитата из книги Льюиса Спенса «Мифы североамериканских индейцев» (Москва, «Центрполиграф», 2006): «Этот шаг (сгон их в резервации – Е.Г.)  дал возможностью индейцам осознать преимущества оседлого образа жизни и стабильности, создаваемой зависимостью жизненного уровня от промышленного производства, а не от непредсказуемых результатов охоты. (...) В целом политика Соединенных Штатов по отношению к индейцам всегда диктовалась соображениями гуманизма и справедливости...»
Кстати, этих «дикарей», например, всегда поражала неаккуратность и грязь, в которой жили белые переселенцы, их нестиранная одежда и неприятный запах, исходивший от них.
В 1876 году был принят Индейский акт, узаконивавший дискриминацию индейцев и регулировавший практически всю жизнь индейской резервации, которую нельзя было покинуть без специального разрешения. Лишь в 1985 году были внесены поправки, отменяющие дискриминацию и восстанавливающие все права коренного населения. Но и сейчас Министерство по индейским делам Канады имеет право контролировать жизнь индейских поселений. 

Индейцы сегодня
Поправки были внесены, но, видимо, только на словах. Да, индеец теперь может покинуть резервацию, но что его ждет? Хорошую работу ему не найти. В США бытует мнение, что индейцы не боятся высоты, поэтому часто работают на строительстве небоскребов. На самом деле, они боятся высоты также, как и белые, но им приходится браться за смертельно опасную и низкооплачиваемую работу, чтобы не умереть с голоду.
И остается индейцам медленно спиваться (кстати, пить алкоголь их тоже научили белые) от безысходности в резервациях, живя на государственные дотации.
В 1994 году американский актер Джонни Депп (сам имеющий корни индейцев чероки) в качестве своего режиссерского дебюта поставил фильм «Храбрец», в котором аллегорично показал судьбу современных индейцев. Главный герой, роль которого он исполнил, медленно спивается, живя с семьей на гигантской свалке, и, чтобы найти деньги на нормальный дом и образование для своих детей, вынужден подписать контракт на съемки в подпольном фильме, где его дожны замучить перед камерой, поскольку другую работу найти он просто не может. Фильм очень сильный и производит неизгладимое впечатление, но на Каннском фестивале не получил ни одного приза. Кому охота видеть правду о своих преступлениях?
Другой актер, Марлон Брандо хотел выкупить земли племени сиу, потомком которых является, чтобы вернуть их коренному народу. Разразился скандал на государственном уровне, но в итоге Брандо так и не смог выполнить задуманное.
Кстати, говоря о деятелях искусства, следует упомянуть, что одни из немногих носителей духовности и хорошего вкуса в американском шоу-бизнесе – это потомки индейцев: актеры - Марлон Брандо, Джонни Депп, Мел Гибсон, певица Шер и др.
Америка во все горло кричит о равенстве всех рас, о борьбе за права чернокожего населения-это мы читали и слышали с детства. Сейчас в США могут посчитать неполиткорректным фильм, в котором нет ни одного черного актера. Но при этом предпочитают забывать о корреной расе.
Самое страшное, что сейчас уже вряд ли возможно возродить индейскую культуру в ее первозданном виде, да и захотят ли власти США способствовать этому – зачем им живое напоминание о сотворенном преступлении? Единственное, что можно сделать, это постараться сохранить то, что осталось до нашего времени...

0

2

О-о, Джек, спасибо! Это просто здорово, что ты написал. Спасибо, что поделился.

0

3

Статья просто замечательная, читается на одном дыхании! И очень интересная!

И как же больно читать об этом...

0

4

Да, индейцы вообще огребли себе ни за что.

0

5

Американцы все равно обречены - их страна построена на костях

0

6

Само собой. Зря они так...

0

7

Тут еще дополнение получилось

Интересна судьба одного из самых легендарных индейцев, вождя племени сиу по имени Бешеный Конь (Ташутке Винко). Он успешно воевал против белых оккупантов и, согласно свидетельствам современников, обладал магической неуязвимостью.
Как писал его современник, когда Бешеный Конь шел сражаться, то всеми своими мыслями он погружался в потусторонний мир и попадал в него. Вот почему он бросался в самую гущу битвы и отовсюду уходил невредимым. Однако даже таинственная сила не помогла Бешеному Коню. Он был убит во время ареста в форте Робинсон 5 сентября 1877г. в возрасте 35 лет.
В своем ухе героический индеец всегда носил каменный талисман, и незадолго до смерти он сказал людям своего племени: "Когда-нибудь я вернусь к вам в камне..."
И вот уже несколько десятков лет сооружается в горах Южной Дакоты памятник этому вождю. Он высекается из цельной скалы, и является самым большим по размерам произведением человеческих рук. Высота скульптуры 173 метра, что на 27 метров выше пирамиды Хеопса. Не это ли имел в виду в своем пророчестве Бешеный Конь? И чего нам ждать, когда монумент будет закончен?
Не менее любопытно и другое пророчество Ташутке Винко:
«...в отместку за уничтожение индейского народа в белых семьях будут рождаться дети с индейским духом в крови». И это, по словам вождя, положит начало возвращению его народа.

0

8

:applause: Ох, огромное спасибо! Обыскалась информации об индейцах - а она под носом. Спасибо!

0


Вы здесь » "Черная Жемчужина" » Проза » Моя статья об индейцах