"Черная Жемчужина"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Черная Жемчужина" » Я пират! » Морские приметы


Морские приметы

Сообщений 31 страница 60 из 260

31

И дышит, и мыслит, и чувствует, и все понимает

0

32

Точно! И иногда (если капитан ну совсем странный), он принимает решение за капитана. Я уверена!
Если б Титаник был парусником...

Отредактировано Лори (2006-03-17 15:32:19)

0

33

Что касается примет - тема настолько обширная, что я порекомендовал бы для начала хорошую книжку "Морскіе обычаи, традиціи и торжественныя церемонiи Русскаго Императорского Флота", составленную эмигрантом, РИФ старшим лейтенантом М.Ю.Горденевым и изданную в Сан-Франциско в 1939 г., по-моему. Если руки дойдут, отсканирую оттуда самое интересное.
Это, разумеется, если вас исторически сложившиеся суеверия и приметы интересуют, а не фантазии в духе Калло...

0

34

Разумеется, интересуют! Очень интересно будет!

0

35

Конечно интересует! Будем ждать с нетерпением.

0

36

Прекрасные дамы, я положительно обрадован столь искренним интересом.
Постараюсь немедля оправдать высокое доверие :)

0

37

Вот сейчас как раз перевожу для коллег-англичан:
"Адмирал Коломейцов указал еще на одно поверье. Во время штиля, чтобы получить ветер, нужно записать на клочке бумаги имена десяти лысых человек, выбросить бумагу за борт и скрести ногтями мачту, слегка посвистывая. Вскоре паруса наполнялись ветром".

0

38

Ор-ригинально! Вот до такого я бы точно не додумалась.

0

39

Мы, моряки, вообще ужасно суеверны, и далеко не все из поверий имеют рациональное зерно. Искать в них смысл бесполезно :)
Но, когда мне снится баклан, я точно знаю: это к адмиральской инспекции :)

0

40

Ой! Вы специально меня смешите? У меня от ваших последних слов улыбка с лица не сходит.
А то, что моряки суеверны, я знаю.
И часто вам снится сия птица?

0

41

Не поверите, миледи - в крейсерстве не снится никогда! В крейсерстве мне совсем другое снится... но это к делу не относится.
А как в базу возвращаемся - непременно снится. Только, бывало, возьмем курс на Порт-Ройял - тут же во сне баклан. Пестрый такой. В профиль на главкома похожий.
Приходим в базу - точно! Нате на лопате! Сидят, голубчики, дожидаются. Не успели ошвартоваться, сразу проверка...

0

42

Почему же не поверю? Поверю. Так оно обычно и бывает. Только расслабишься... закон подлости, называется.

0

43

Да. Именно что закон подлости. В точку.
Но мы тоже не лыком шиты. Даром, что ли, брейд-вымпел отличного соединения носим? Мы, как на рейд входим, первым делом поднимаем карантинный флаг и недельку отстаиваемся. А попутно приводим себя в порядок :)

0

44

Угу... хитро.
А что такое "брейд-вымпел соединения"?

0

45

Брейд-вымпел - это широкий вымпел, который поднимает флагман, не имеющий адмиральского звания.

0

46

Спасибо, стало на-а-а-много понятнее. А что он даёт? Этот вымпел?

0

47

Я попробую по-другому объяснить.
У адмиралов, командующих эскадрами, есть свои флаги. Адмирал держит свой флаг на главном судне эскадры - флагмане. Иногда возникает необходимость отделить от большой эскадры отряд для выполнения какой-то задачи. Командовать этим отрядом может офицер, не имеющий адмиральского чина, вот как я. И поэтому на флагмане отряда поднимается не флаг адмирала, а брейд-вымпел коммодора. Он обозначает судно, на котором находится командир отряда.

0

48

Вот теперь ясно! Спасибо за объяснение. А эти флаги все одинаковые или по личному дизайну? У вас какой?

0

49

Они стандартные, миледи - красные с полосой цвета того флага, который имеет отрядивший эскадру адмирал. Мы действуем от эскадры адмирала красного флага, и вымпел у нас красный.

0

50

Понятно. А с пиратами вас не путают? У них же тоже вроде бы флаги красные...

0

51

Так то флаг, а то вымпел. Флаг шире и поднимается на другой стеньге. А вымпел узкий, длинный, раздвоенный...

0

52

А, всё. Разницу увидела. Действительно не похожи.

0

53

Гм. Ну, покуда суть да дело, буду о суевериях рассказывать.
В британском флоте, в отличие от русского, несчастливым для отплытия днем считается пятница (как день распятия Христа), а не понедельник. Естественно, если пятница приходится на 13-е число, риск повышается вдвое. Но. С учетом карибской специфики, следует помнить, что испанцы и португальцы, напротив, считали пятницу счастливым днем: именно в пятницу началось знаменитое плаванье Колумба.
Предвестником несчастья и кораблекрушения является также чихание на левом борту в день отплытия. Чихание на правом борту, напротив, приносит удачу в плаванье. Так что кому хочется чихать - милости прошу на правый борт. Только не все сразу, чтоб крена не было.
С чем это связано? Левая сторона для христианских культур спокон веку считается нечистой. Чихание на левом борту - с одной стороны, сигнал дьяволу. Однако не будем забывать и о морской специфике. На каждом корабле (и на военном в особенности) правая сторона священна и почетна. Эта традиция идет от британского флота, поскольку британцы обогнули мыс Горн именно правым бортом, с востока на запад.
Единственное исключение - португальцы: у них почетной стороной является левая, поскольку Васко да Гама обогнул мыс Доброй Надежды левым бортом, с запада на восток.
Итак, правая сторона имеет превосходство над левой, точно так же, как корма над носом. Святая святых корабля - правые шканцы: на них имеют право находиться только командир и адмирал, остальные - только по служебной надобности. Почетный трап - правый трап. Если вас принимают с правого борта, вам оказывают особенную честь. Этот принцип сохраняется и на берегу: старший держится справа от младшего, офицер, сопровождая даму, отдает правую сторону ей.

0

54

Милорд, вы просто подарок небес! Столько интересного знаете! Очень интересно. Получается, все суеверия возникают на том или ином собитии? Ну там каким бортом огибали и так далее? Оригинальный психологиечский эффект. Надо это обдумать, вы натолкнули меня на весьма необычную мысль.

0

55

О, далеко не все суеверия имеют под собой какую-то почву. Среди них немало чистого вымысла, непонятного и необъяснимого. Но обо всем по порядку.
Львиная доля суеверий парусного флота связана с погодой и, в частности, с ветром. "Погодные суеверия" вообще можно вынести в отдельную подгруппу. Погоду пытались не только предсказывать, но и управлять ею. Например, в штиль было принято высвистывать ветер. Для этого у капитанов и боцманов имелись специальные "заготовленные" свистки, применявшиеся лишь в крайнем случае. Высвистывали ветер мелодичными трелями, повернувшись в ту сторону, откуда ждали его появления. Количеством свистков определялась сила ветра и его продолжительность. Бездумный свист на борту, напротив, строго карался, поскольку мог привести к беде. Посвистывание в шторм, по преданию, только усиливает ветер.
Откуда такое неприятие свиста на палубе? Все очень просто: свист отвлекает вахтенным, мешает им, его можно принять за сигнал боцманской дудки и сделать что-то не то. А море невнимательности не прощает.
Помимо свиста, ветер можно вызвать бултыханием за бортом "машки" - флотской швабры, царапанье мачты ножом или ногтями, обливание парусов водой, привязывание к вантам ботинка или выбрасывание за борт чего-нибудь ценного в дар морским богам. Интересный вариант предлагает адмирал Коломейцов (я приводил его выше). Если ничего не помогало, оставалось последнее средство: выпороть сопливого юнгу, да так, чтоб визжал погромче. Действует железно.

0

56

А при чём тут юнга? Он-то каким боком к ветру относится? Все деток обидеть норовят!

0

57

А он вопит звонче взрослого матроса. Нужно, чтобы ветер услыхал и примчался полюбопытствовать, в чем дело.

После того, как ветер вызван - спасибо юнге, пусть идет на камбуз и возместит себе моральный и физический ущерб - важно сделать его попутным. Для этого моряки еще на берегу ловят ветер в платок и завязывают узелки на четырех его углах. В море, развязав соответствующий узелок, они выпускали нужный ветер. Если ветер не менялся, развязавшего следовало крепко отругать за то, что дернул не тот узел, и брать платок у другого.
Когда нужный ветер пойман, важно его не спугнуть: не свистеть, за борт ничего не бросать, "машки" и весла убрать подальше ("грести при ветре - ветер дразнить") и говорить только вполголоса.
С погодой связано много морских поговорок, вроде "Если дождик перед ветром - потравите марса-фалы, если дождик после ветра - снова выбирайте их". Дождь перед ветром - признак усиления последнего, и потому снасти следует ослабить. Дождь после ветра предвещает штиль, и снасти нужно натянуть, чтобы паруса не полоскали.
Самая знаменитая поговорка, известная даже детсадовцам - "Если чайка лезет в воду, жди хорошую погоду, если бродит по песку - моряку сулит тоску" - в комментариях не нуждается.
Из похожего - "Если небо красно с вечера - моряку боятья нечего" - о чистом солнечном закате, предвещающем ясный, теплый и тихий день. А вот если "Небо красно поутру - моряку не по нутру" - это признак ухудшения погоды. Сюда же: "Если солнце село в воду, жди хорошую погоду, если солнце село в тучу, берегись - получишь бучу".
Особое внимание уделялось облакам:
Если сгрудятся тучи и быстро летят - скоро все снасти твои затрещат.
Если ж на клочья начнут они рваться - скоро погода начнет улучшаться.
Если тучи громоздятся в виде башен или скал - скоро ливнем разразятся, налетит жестокий шквал.
Коль резок контур облаков, ко встрече шторма будь готов.
И так далее. Этих стишков очень много, и, строго говоря, они относятся не к суевериям, а к приметам...

0

58

Теперь о моем любимом суеверии: «баба на корабле – хуже, чем торпеда по миделю» или же, выражаясь поэтическим слогом, «дев на борт не бери!»
Традиция эта древняя и уважаемая, к тому же, закрепленная документально. Так, в 1562 г. королем Дании был принят закон, гласящий: «Для женщин и свиней доступ на корабли Его Величества запрещен; если же они будут обнаружены на корабле, незамедлительно следует выбросить оных за борт».
Петровский «Устав морской» 1720 г. более лоялен. Цитирую п. 36 четвертой книги, гл. 1 «О благом поведении на корабле»:
«О привозе на корабль женского полу. Запрещается офицерам и рядовым привозить на корабль женский пол для беседы их во время ночи; но токмо для свидания и посещения днем. Сие разумеется не о публичных гостях, но токмо партикулярно какую женскую персону будет привозить. А ежели кто свою жену у себя на корабле иметь похочет, то ему вольно, пока в гавани, на реках или рейдах; а на путях против неприятеля никому, как вышним, так и нижним, жен не иметь, под штрафом, ежели офицер то учинит, то за всякую такую вину вычетом на месяц жалованья; а унтер-офицеры или рядовые будут биты кошками у мачты».
Присутствие женщины на борту – всегда форс-мажор. Знатоки морских традиций пристально следят, чтобы дама не оскорбила, не дай бог, священных флотских обычаев, а главное – не давала советов капитану и не поднималась на капитанский мостик. Плату за перевозку дам часто взимали по двойному тарифу – за повышенный риск. Если же судно попадало в беду, пассажирку не грех было выкинуть и за борт – дабы умилостивить стихию. До сих пор уставами некоторых элитных яхт-клубов членство в них женщин строго воспрещено.
Корни этого суеверия, опять-таки, в Британии. В древнеанглийском языке слово «корабль» - женского рода, и по сей день англичане именуют свои суда, даже с мужскими именами, в третьем лице только «она». Поскольку же корабль – существо для моряка одушевленное, то соперницы на борту по ревнивой женской природе не потерпит и, чего доброго, перестанет подчиняться капитану. Не будем сбрасывать со счетов и то, что в замкнутом мужском коллективе, особенно в дальнем походе, дама почти всегда провоцирует ссоры и раздоры. А в море несогласие в экипаже может аукнуться по-всякому. Так что, действительно, лучше не рисковать…

0

59

Не будем сбрасывать со счетов и то, что в замкнутом мужском коллективе, особенно в дальнем походе, дама почти всегда провоцирует ссоры и раздоры.

Вот это больше похоже на правду... что до всего остального - кхм...

0

60

Зато как поэтично, ах.
Слюнявым романтикам должно нравиться.
Но корабль - действительно "она", и у каждой свой характер. Да какой!

0


Вы здесь » "Черная Жемчужина" » Я пират! » Морские приметы